пятница, 4 марта 2016 г.

Шуточки с километровой глубины : от первого лица



Сейчас по всем каналам стращают общественность жуткими сюжетами из жизни шахтёров. Согласен, работа в шахте не сахар, шахтёрский хлеб весьма труден и опасен, однако... 

Итак, дело было весьма давно,в начале 90 годов в одном северном шахтёрском городе. Ваш покорный слуга бодро проходил обучение в Горном институте, а на производственную практику приезжал на малую родину. В те годы, шахт в городе было ещё много, зарплаты почти платили, а труд шахтёра был почётен. Появившись на шахте, будущий молодой специалист получил направление на добычной участок. Для непосвященных, это самая суть шахты- лава или забой, место где добывают уголь. Этот месяц работать мне предстояло самым обычным рабочим - ГРОЗом (горнорабочий очистного забоя), кто не в курсе. Правда, это был не первый опыт моей работы под землёй, до института у меня было пару лет подземного стажа, однако на участке этого не знали, а я не акцентировал. Первое правило бывалого студента на практике, это прикинуться лохом. С лоха и спрашивают не строго, да и работой особо загружать не спешат. Мне выдали девственно целую каску, новую спецовку и сапоги- короче, выглядел я абсолютно шахтным чайником. Увидев такого тёплого пассажира, мой горный мастер буквально расцвёл в улыбке- а я как раз пытался повесить на ремень шахтный фонарь ( а в те годы он представлял из себя тяжеленный аккумулятор и лампу, кторая цеплялась на каску) и оранжевый самоспасатель ( аналог противогаза). Уронив пару раз то и другое, я позволил себе помочь, а потом в компании ухмыляющихся коллег мы спустились в шахту. 

 
Господа, те кто говорит, что шахта похожа на очень глубокое и грязное метро, не разу не был в шахте дальше околоствольного двора. Это как сравнивать парк "300 летия Петербурга" с сибирской тайгой. Когда я первый раз оказался на глубине 900метров, в слегка задавленном не капитальном штреке, то сразу понял- вот так выглядит настоящая, стопроцентная ЖОПА!
 Абсолютная темнота, постоянный сквозняк, временами переходящий в ураганный ветер, ржавые арки перекрытий с поломанными затяжками, трубы окачивающие текущую постоянно воду, свисающие с кровли доски и железяки неясного назначения, о которые постоянно бьёшься головой, кабели высокого напряжения, протянутые в хаотическом порядке и, конечно, грохочущие рядом ленточные конвейеры, по которым потоком идёт уголь или порода, вагонетки со всякой всячиной, которые таскают аккумуляторные локомотивы или лебёдки. Короче, фильмы ужасов можно снимать без декораций. Причём, даже самый жуткий Чужой обделается со страха, когда над его головой внезапно включится вентилятор местного проветривания. 
Однако, к моменту описываемых событий, все эти ужасы стали для меня вполне привычными и даже обыденными. Слегка озираясь я добрался до участка. Способы внутришахтного передвижения достойны отдельной статьи, возможно я о них ещё расскажу. Всё это время я ожидал подвоха- ну не бывает так, что бы над новичком, а особенно стажёром, не попытались приколоться. И точно, горный мастер хлопнул себя по каске, повернулся ко мне и пряча усмешку заявил:
- Слушай, студент,тут это, мы декомпрессию забыли!
Коллеги сразу подключились
- Вот блин! Да как так, пол дня насмарку...
-Короче, студент, бери ведро и шуруй на склад, пусть отгрузят ведро декомпрессии, и сразу назад.
Я без базара беру ведро и шурую на склад. Надо сказать, что выехать из шахты до окончания смены задача весьма рискованная. Начальники бродят в произвольном порядке, нравы весьма суровые, так что за ранний выезд вполне можно и без премии остаться. Но ведь у меня отмаза железная- я за декомпрессией!  Шахта у нас была передовая, на поверхность горняки поднимались по наклонному стволу, на специальном ленточном транспортёре. Однако, между сменами он не работал, а включить его могли девушки диспетчеры, если ты по телефону сможешь их убедить. В противном случае меня ожидала лёгкая, полтуракилометровая прогулка в горку, под углом градусов в 30°. Позвонив диспетчеру, я слегка довёл её до истерики, заявив о срочности моего эпического вояжа- мол весь участок сидит и ждёт своё ведро декомпрессии, а я тут с ней время теряю...Вволю отсмеявшись,ленту мне включили и я попал на свежий воздух. Поставив в кустах знаменитое ведро, лох- практикант отправился в столовку, потом покурил, полежал на травке и через часик подался назад. Принеся пустое ведро, я сказал мастеру, что сегодня декомпрессии нет, обещали завезти завтра, так что извините... Ещё раз, конечно, меня не послали, а жаль. Кстати, предыдущему практиканту из местной путяги, на складе нафигачили полное ведро железяк всяких, килограммов на 20( там тоже люди с юмором) и он его, бедняга, часа три пёр по шахте, чуть ёжика не родил. А после, к нему намертво прилепилось погоняло: Паха- декомпрессия...
                                                                                       Шахтные разговоры.
Не секрет, что в шахте люди матом не ругаются, они на нём разговаривают. При мне был случай, когда порвалась цепь, по которой движется комбайн для добычи угля. Это аврал и ЧП. Весь участок стоит на ушах, прибежал начальник участка, главный инженер, мат в три этажа, короче, производственный процесс. Внезапно оглушительно проснулся телефон. Нужно сказать, что телефон в шахте это что-то. Огромный, тяжёлый и очень, очень громкий. К телефону подошёл молодой парень, а оттуда на весь участок, как в мегафон:
- Да ёрш твою меть!!!... Так растак, где этот рукожопый!!! ... Срочно мне этого гандона!!!... у которого!!!... мать!!!...три ноги!!!... да чтоб у него...на лбу вырос!!!...
Ни имён, ни фамилий, просто несколько минут жёстких идиоматических выражений. По голосу легко узнаётся директор шахты. Парнишка убрав трубку от уха, озадаченно оглядывает присутствующих, выискивает кого-то взглядом, потом, заметив начальника  участка, с облегчением протягивает ему телефон - Вас...
 
Телефон, конечно  новый, старый был целиком железный и в три раза больше...
                                                                                     Шахтный дух.
В те годы работать на шахту приезжали со всего Союза,за длинным рублём. Среди прочих был весьма серьёзный процент тех, кого сейчас называют гастарбайтерами -люди из средней Азии. Кстати, что сейчас, что тогда они не отличались особой сообразительностью и знанием русского языка. Ну просто идеальная мишень для своеобразного шахтного юмора. Сам я этого не видел, но люди рассказывали, что на проходке работал один чучмек( без обид, это шахтный термин). Так он повадился ходить по большому под конвейерную ленту. Ему раз сказали, другой, однако чучмек был тупой, но упорный. Когда он в очередной раз собрался на " дело" пара хохмачей взяла лопату, перепрыгнула на другую сторону ленты, погасила фонари и прокралась за ним. Как я уже говорил, в шахте выключив налобный фонарь, человек фактически исчезает. Пока прямо на него не посветишь- хрен заметишь. А поскольку под ухом ещё и грохочет конвейер, то не слышно тоже нихрена. Итак, дальше понятно- сделав " дело" чучмек оглянулся и с ужасом не нашёл плодов своего труда, так скать. Перепуганный насмерть он примчался на участок, даже толком не одев штаны. 
—Там это!... Вот я так... а там нихрена!!!... А ведь должно быть!!!... Чё делать???
Это если приблизительно перевести на русский язык те вопли, которые издавал испуганный азиат.
—Вот видишь, а тебе говорили? Незачем гадить в шахте, обиделся на тебя шахтный дух, вот и отметил! Он вообще засранцев не любит, теперь точно завалит...
Ну и дальше,с серьёзными лицами,кошмарили бедного чучмека пару дней. После чего тот перевёлся на поверхность, хоть и серьёзно потерял в деньгах при этом...
                                                                             Крысы и горностай.
Если вы напряглись в предвкушении ужасных историй, про растерзанных шахтёров, то их не будет. Хоть крысы в шахте и есть. Откуда они там взялись ещё можно понять, но вот чем вся эта орава питается, я до сих пор не понимаю. Пару раз, повесив на кабель или ещё куда куртку с " тормозком" в кармане, я находил вместо еды клочки бумаги и маааленькие крошки. Причём сделано это было моментально и виртуозно. Но всё равно, даже если бы они съедали всю еду у всех шахтёров, то им бы по любому не хватило. Бороться с крысами, это своеобразный шахтный спорт. В ход идут рогатки, ловушки, специально сделанные  капканы, петли итд. Счёт иной раз идёт на десятки, но этих тварей меньше не становится. Но однажды, у шахтёров появился верный союзник. Ребята рассказывали, что как то в понедельник, измученный похмельем работяга, присел рядом с вагонеткой с лесом. Далее всё печально- из под штабеля досок на него посмотрели умные глаза, а потом на поверхность вылез "Глюк". Именно такую кличку получил горностай, которого завезли в шахту вместе с лесом. Кличка приклеилась как родная- ибо все, кто видел  этого зверька, на глубине почти в километр, начинали сомневаться в своём зрении. Глюк же пообтесался, приобрёл стойкий серо- чёрный цвет, перестал боятся людей и начал свою бескомпромиссную охоту на шахтных крыс. Делал он это виртуозно, выслеживал и убивал крыс, которых в околоствольном дворе было множество. Он прокусывал им череп, а потом стаскивал в своё гнездо, под трансформатором. Иной раз Глюк развлекался- перекусив крысе хребет, он заставлял её ползать на передних лапах, или отгрызал им уши, лапы и хвосты. На подобные представления можно было продавать билеты. Понятно, что Глюк стал всеобщим любимцем и гордостью всей шахты. На него специально приходили посмотреть, но только посмотреть. Погладить себя он не позволял, да и вообще был очень независимым. Когда я его увидел в первый раз, горностай уже был шахтным долгожителем- осваивал подземный мир месяца три-четыре . Жаль, что не могу рассказать про его дальнейшую судьбу, наши пути разошлись с окончанием моей практики...
Любой человек служивший в армии или работавший на шахте, может рассказывать про неё бесконечно. Видимо, есть такое свойство человеческой психики, когда всё страшное и опасное забывается, а любые положительные моменты намертво отпечатываются в памяти. Так что не стоит искать глубокого смысла в представленном на ваш суд опусе - его там нет, так, воспоминания из юности...
Мистер Стоун

Комментариев нет:

Отправить комментарий